Учебный предмет |
Литературное чтение |
Класс |
6 «Б» |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Тема урока |
Бытовая сказка. «Болтливая жена». Особенности. Характеры. Предмет осмеяния. Сопоставление с казахской бытовой сказкой. |
Цель урока |
Знакомство с русской народной сказкой «Болтливая жена» |
Задачи урока |
Образовательные: -познакомить учащихся с русской народной сказкой «Болтливая жена»; совершенствование представлений о жанровой специфике сказки, выявить разницу волшебной сказки, бытовой и о животных, на примере сказки «Болтливая жена» - закреплять знания о сказках, ее видах, особенностях и частях; - способствовать закреплению полученных знаний учащихся по пройденному материалу - скороговорки, пословицы; - актуализировать знания учащихся о композиции сказок; обнаружить приметы сказочного жанра; выявить различие волшебной и бытовой сказки; Развивающие: развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную речь, логическое мышление; Воспитательные: - воспитывать смекалистость, находчивость в любых ситуациях; - воспитывать чувство юмора и отрицательное отношение к такому качеству как болтливость; - воспитывать любовь к устному народному творчеству; |
Основные термины, понятия |
Сказка, бытовая сказка, волшебная сказка, сказка о животных. |
Планируемый результат
Предметные умения -познакомиться с русской народной сказкой «Болтливая жена»; - повторить и обобщить пройденные знания; -актуализировать знания о сказках, их видах, ее особенностях посредством выполнения заданий в группе;
|
• Научить: — определять о чём говорится в тексте и обосновывать своё мнение; — определять характер героя сказки и обосновывать своё мнение; — выбирать пословицу по смыслу к произведению и обосновывать своё мнение; —читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; — работать с содержанием произведения по вопросам учителя; —формулировать понятные высказывания; — адекватно работать в группе при выполнении учебного задания; Личностные умения: Проявлять: — интерес к изучению темы; — интерес к сказкам; — умения понять и анализировать бытовую сказку; - понять юмор; Познавательные умения: — определять о чём говорится в тексте и обосновывать своё мнение; — определять характер героя сказки и обосновывать своё мнение; — выбирать пословицу по смыслу к произведению и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание по алгоритму; — осуществлять выполнения учебного задания; Коммуникативные умения: —формулировать понятные высказывания; — адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания. Предметные умения: — читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; — работать с содержанием сказки по вопросам учителя; — работать с иллюстрациями к сказкам; |
Организация пространства
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная работа Работа в группах, Работа в группе
|
Оснащение урока: Учебник «Литературное чтение» 6 класс, иллюстрации к сказкам, выставка книг, раздаточные материалы Раздаточный материал: -распечатанные иллюстрации к волшебным, бытовым сказкам и сказкам о животных; - 4карточки - задания; - Сопоставительные таблицы; -словарная работа |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | ||||||||
I. Настрой к уроку
|
1.Приветствие учащихся 2. Настрой на работу
Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас! |
Присаживаются на свои места
| ||||||||
II.Актуализация знаний (2мин)
|
1. Актуализация знаний на сказках.
-Ребята, а с каким жанром устного народного творчества мы будем работать сегодня, вы узнаете, отгадав загадку. Что наш маленький народ. В мир волшебный унесет. Полный смеха, света, краски! А зовется чудо – … сказка! – Перед вами названия некоторых сказок. Распределите их на три группы. ( «Иван царевич и Серый волк "Сказка о мертвой царевне», «Алдар косе и хвастливый бай», «Лев, волк и лиса», «Честный мальчик». |
Сказка
| ||||||||
ІІІ. Проверка домашнего задания (5мин) |
Предполагаемые ответы: делимся на группы 1 гр.– волшебные 2 гр.– бытовые; 3 гр.– о животных 2. Постановка проблемы: – Сегодня на уроке мы проведем расследование сказки "Болтливая жена " и узнаем, к какому же виду сказок она относится. Расследуем также ее жанровую специфику, проведя сравнительный анализ. 3. Проверим домашнее задание: Игра «Цепочка» - задача игры, главное, чтобы она не обрывалась. Каждый по очереди читает наизусть по одной скороговорке ясно, четко, быстро. |
Делимся по группам: из конверта достаем осенние листики, цвет- это группы.
| ||||||||
IV. Открытие новых знаний (5 мин)
Задания группам
|
1. Чтение сказки «Болтливая жена» на стр. 33 учебника (Учениками по группам) 2.Словарная работа -Капкан – ставят на зверей -Сеть - рыболовная сеть, ловят рыб
- Бе-э-э - Блеять значит реветь по овечьи Му- у –у – Мычат коровы. Болтливый – человек, который много говорить, разговорчивый 3. Объясните значения фразеологизмов «Язык подвешан» - любит поговорить «Умеет держать язык за зубами» - доверять « Ну, развязался у него язык» 4. Коллективная работа. Как обхитрил свою жену мужик? -Итак, ребята, к какому же виду русских народных сказок относится сказка «Болтливая баба»? К какому виду сказок относится? -Какие чувства вызвала у вас сказка? (смех) - Где происходит событие? - Какие сказочные обороты есть в сказке? - Эпиграф к уроку слова А.С.Пушкина «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Что высмеивает сказка? Подведем итог: -В бытовой сказке «Болтливая жена» высмеивается болтливость жены, ум, смекалка мужа. Чтобы оставить клад у себя, умный Иван нашел выход. 5. Объясните фразеологизмы (коротко) «Язык подвешан» - любит поговорить «Умеет держать язык за зубами» - доверять « Ну, развязался у него язык» 6. Сравнительная работа с казахской сказкой «Алдар Косе и хвастливый бай» В казахских бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Одним из таких героев является Алдар Косе. В 5 классе, мы читали сказку «Алдар косе и хвастливый бай». Безбородый обманщик.
7. Задания группам: Работа с пословицами - Какая пословица ближе по смыслу к сказке? Да, мудрость этой сказки отражена во всех поговорках об уме и хитрости. У смышленого хозяина и корова будет иноходцем. Сказка "Болтливая баба" относится к категории так называемых умных сказок. В то же время в сказке осуждаются человеческий порок: болтливость жены. 8. Игра «Четвертый лишний».
9. Посмотрим на иллюстрации к сказкам и назовите сказки
Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите свои отзывы на стекарах
-За активную работу на уроке я бы хотела поблагодарить и поставить отметки .С вами было приятно работать. |
Бытовым
Юмор
Действия происходят в условиях, близких к реальности
Жили-были, Иван да Татьяна, жить-поживать
Отрицательные качества – болтливость жены, смекалку, ум -мужа
.
.
|